तपस्या — tapasyā — аскеза, епитимия, очищение, горение, самоограничение.
«Самоограничение» это не несение внешних аскез, а состояние невовлечённости во всё внешнее.
Самоограничение представляет собой естественное следствие брахмачарьи (самоконтроля), ибо подразумевает настрой на приём энергии, которая прежде направлялась вовне, и всё более усердное перенаправление её на духовный поиск».
— [видимо] Парамахамса Йогананда «Яма, нияма. Заповеди йоги»
«Не аскеза, но самоконтроль», — говорит йога Васиштха.
Состояние, когда человек может контролировать то, что он делает, говорит и думает, — сохраняет очень много внутренней энергии и благотворно влияет на всё живое. Но если человек не умеет этого (то есть ум сильнее разума), то нужно очищать ум и прокачивать разум — совершать аскезы.
Пример: пост на еду помогает научиться понимать, какая еда необходима телу и в каких количествах, пост на болтовню помогает научиться слушать и не говорить лишнего.
«Тапас есть терпение, то есть сохранение спокойствия уравновешенности при любых обстоятельствах (самообладание, хладнокровие и невозмутимость по отношению к существенным проявлениям двойственной природы Майи, например, к холоду и жару, страданию и наслаждению и т.п.)» — Шри Юктешвар Гири «Святая Наука».
Тапасья напитывает ум и тело большой порцией психической энергии, которую впоследствии можно как-то использовать.
К примеру, если нам становится непонятным, как жить и что делать сейчас — это признак оскуднения разума, то есть отсутствия внутренней силы (психической энергии). Можно тогда сесть на пост и/или молиться (либо ещё какую духовную дисциплину на вооружение принять), что восполнит тело необходимым количеством духовных сил, отчего любые проблемы обнаружат своё решение.
Аскезы дают силу разуму (психическому уму). Наличие этой силы помогает нам, к примеру, сдерживать обещания, контролировать эмоции, ладить с людьми, принимать решения и создавать намерения. Но и наоборот тоже работает.
Тапасья — это очищение ума от греховных и тупых мыслей. Шауча — это результат тапасьи.
Для успешного вхождения во внутренний мир и последующего управления разуму нужна сила, которую дают аскезы. Кроме того они дисциплинируют тело и очищают организм.
Тапасья вызывает жар в теле (внутри и снаруди), от которого отваливаются всякого рода бесы и полевая нечисть. Напротив, если разум слаб, то тело более подвержено влиянию сторонних сил.
Самая сильная сила — любовь.
Настоящая аскеза сопровождается энтузиазмом и приносит бодрость и является источником счастья для того, кто её выполняет. (Примеры аскез: тренировка для спортсмена, научный поиск для учёного, бессонные ночи для влюблённого, жизнь в лесу для путешественника, километры трассы для лыжника, стопки книг для абитуриента и пр.)
«Enjoy your Tapas!» — yog mata Keiko Aikawa.
Настоящая аскеза является источником только искренней радости и человеколюбия.
Если же этого нет. Если мы совершаем аскезы не от души, не от сердца, а оттого, что кто-то посоветовал или где-то увидели или прочитали или подсмотрели и решили, что «нам тоже надо» — и ощущаем, как становится всё грустнее день ото дня — то такая аскеза только убивает тело, напрасно гробит здоровье и приносит ненависть к себе и к людям.
Ещё раз: настоящая тапасья совершается тогда, когда гораздо легче её совершать, чем не совершать.
И прежде, чем приниматься за какое-либо дело, нужно убедиться, что каждая составляющая нас понимает, что будет происходить и зачем это делается. Ну, или хотя бы искренне верит, что так нужно потерпеть, а далее — видно будет (как, например, в случае с научными экспериментами).
... бонус ...
Кроме того, у психической силы есть бонус — мы можем её направлять, подпитывать других. То есть совершать аскезы и отдавать свою силу тем, кому она нужнее. Делается это психическим усилием, просто, как пожелание счастья.
Допустим, у нас есть друг (брат, родственник, знакомый), которого поразил недуг, скажем начал он пить и выпивать, хотя раньше такого не делал,и при этом прекрасно понимает (это важно), что ему оно и не нужно вовсе, но ничего не может поделать — страсть берёт своё. Это признак того, что у человека нет силы в разуме. Если мы, к примеру, решаем, что «с завтрашнего дня и весь месяц подряд ради него я буду вставать в пять утра и делать зарядку», — то заработанная сила пойдёт ему, и если, он знает, как и что делать, то сам справится с недугом и сам будет победителем.
Психическую силу человеку даёт «простая» вера в него и поддержка, близких, любимых и прочих, равно как и дарование ему права на собственные поиски и ошибки.
В моменты, когда в сердце ощущается единство всего, когда чувствуется полюбовная связь со всеми, реальная любовь к мирозданию и принятие, то можно тапасничать «на благо всех живых существ», таким образом давая миру и всем возможность прогрессировать самостоятельно, без сторонней помощи.
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного«», — от Иакова [5|16]
Комментариев нет:
Отправить комментарий