воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Семь систем восточной философии

Из книги про гималайских йогов

«Я часто посещал доктора Ранаде из аллахабадского университета, бывшего одним из тончайших толкователей веданты своего времени. В кругу своих учеников этот бесподобный учитель и великий мистик был известен как Гурудева. Одно время я по его приглашению жил в его ашраме Нембал. Из всех университетских ученых Индии я больше всего уважаю этого великого человека. Ему я обязан всеми своими систематизированными знаниями в области индийской философии. Он сообщил мне, что индийская философия делится на семь систем, пытающихся дать ответы на наиболее важные философские вопросы. К числу таких вопросов относятся следующие:
  1. Кто я? Откуда и зачем я пришел? В каком отношении я нахожусь с этой многообразной Вселенной и другими людьми?
  2. Какова истинная природа моего существа? Какова истинная природа проявленного мира, и в чем его причина?
  3. Какова взаимосвязь центра сознания и объектов этого мира?
  4. Какова природа имен и форм этого мира, и как они служат истинной природе человека или универсальному сознанию?
  5. Чем мы должны руководствоваться в своих действиях, пока живем в физическом теле? Продолжаем ли мы жить после смерти?
  6. Что есть истина, и как мы приходим к рациональным умозаключениям в отношении вопросов, связанных с истиной?

Семью системами индийской философии, берущимися дать ответы на эти вопросы, являются веданта, йога, санкхья, вайшешика, миманса, ньяя и буддизм. Ниже приводятся даты жизни основателей этих систем, определенные западными учителями. Сами последователи этих систем датируют их на тысячелетие более ранними сроками».



Веданта

वेदान्त — vedānta — окончание Вед
«Я есть самосущее сознание и блаженство, каковые являются не присущими мне качествами, а самим моим существом. Я ниоткуда не пришел и никуда не иду, но принимаю много форм и имею много имен. Моя истинная природа свободна от всех ограничений и не поддается никаким определениям. Я подобен океану, а все создания подобны волнам. Индивидуальная душа в своей сути есть Брахман (Бог), всеобъемлющий и вездесущий. Имя его — Аум (ॐ); он есть ядро, а Вселенная — его расширение. Брахман есть абсолютная, трансцендентная и бескачественная реальность, извечно воплощающая в себе способность ограничения в себе самой своей собственной шакти. Таким путем эта сила Брахмана, называемая майя, эманирует и создает видимость возникновения многообразия, в то время как, на самом деле, многообразия не существует, и бесконечное никогда не становится конечным. Конечное накладывается на бесконечное, и это наложение устранимо путем раскрытия реальности вновь. Тогда человек познает свое бытие в Брахмане как Брахмана. Он отождествляет себя с Брахманом и становится единым с ним. Ниже приводится несколько фундаментальных положений веданты в том виде, в котором их можно обнаружить в упанишадах.
  1. В этом мире нет никакого многообразия. От смерти к смерти блуждает тот, кому этот мир представляется хоть в чем-то многообразным.
  2. Тот, кто спокоен, пребывает в Брахмане, из которого возникает Вселенная и в котором растворяется.
  3. Все есть Брахман.
  4. Брахман есть чистый гностицизм.
  5. Истинное «я» есть Брахман.
  6. Ты есть то.
  7. Я есть то.
  8. Я есть Брахман.
Данная философия, которой учили пророки вед (от 2000 до 500 лет до н. э.), прошла через длинную цепь мудрецов, таких как Вьяса, Гаудапада, а также Говиндапада, автор многих древних текстов, систематизировавший эти древние философии. В конечном итоге, Шанкарачарья в восьмом веке нашей эры систематизировал монистические школы, а после него многочисленные ачарьи основали различные школы двойственных и недвойственных философий, отличающиеся от школы Шанкарачарьи».


Йога

योग — yoga — единство, путь, слияние
«В системе философии йоги индивидуальная душа рассматривается как искатель, а космическое сознание — как конечная цель, которую искатель находит внутри. В том, что касается практических аспектов, йога примиряет между собой все религии и системы философии. Пока человек пребывает в этой многообразной феноменальной Вселенной, он должен заботиться о своем материальном теле, очищать и укреплять его. В этой системе необходимо следовать высшим принципам поведения и контролировать различные модификации ума через взятые на себя обязательства, называемые яма и нияма. Посредством практики неподвижного сидения в одной и той же позе и дыхательных упражнений, человек трансформирует себя, достигая контроля над чувствами, концентрации, медитации, а затем, самадхи. Конечной целью в этой системе является достижение кайвальи. 
Данная система йоги была известна еще за много тысячелетий до Патанджали, который систематизировал ее в первом веке нашей эры, изложив в виде 196 афоризмов, носящих название «Йога сутры». Системы философии йога и санкхья схожи между собой».


Санкхья

संख्या — saṃkhyā — перечисление
«Санкхья является дуалистической системой, исходящей из веры в то, что сознательный пуруша и бессознательная пракрити являются раздельными, совместно существующими и взаимозависимыми реальностями. В свою очередь, сознательный принцип в санкхье также двоичен: он состоит из индивидуальной души (дживы) и универсальной души, или Господа, (Ишвары). В других школах санкхьи вопрос о существовании Бога признается неуместным. Все школы санкхьи верят в возможность устранения несчастий и страданий, возникающих от вовлечения пуруши в пракрити, забывшего свою вечно чистую, мудрую и свободную природу. Подобно канату, свитому из трех прядей, пракрити обладает тремя качествами, называемыми гунами: саттва, раджас и тамас. Все явления во Вселенной, включая умственную деятельность, представляют собой ничто иное как взаимодействия среди этих гун (качеств) пракрити. Гуны обеспечивают проявление различных аспектов, пребывающих непроявленными в своей причине. Когда эти три гуны уравновешены, пракрити находится в состоянии равновесия. Умственная и физическая вселенные создаются и проходят через двадцать четыре, тридцать шесть или шестьдесят состояний, включающих в себя все явления и всё многообразие опыта. 
Все школы индийской философии что-то позаимствовали из санкхьи. Эта система олицетворяет собой саму основу индийской психологии. Она дала рождение точным математическим наукам, а затем системе врачевания в Индии, ибо понять тело — значит понять всю человеческую природу. Основателем философской школы санкхья был Асури, а Капилу, одного из самых древних пророков, называют ачарьей этой науки. Позднее, примерно в третьем веке н. э., Ишвара Кришна систематизировал эту философию в своем труде Санкхья-карика.


Вайшешика

वैशेषिक — vaiśeṣika — отличный, выделяющийся
«Предметом рассмотрения этой философии являются физика и химия человеческого тела и Вселенной. Анализируя различные элементы, их атомы и процессы взаимодействия, Канада, основатель этой философии, сформулировал (по всей вероятности в 300 г. до н. э.) предмет своей философии, как дхарму — кодекс поведения, направляющий людей к благосостоянию в этой жизни и высшему благу в последующей. В философии затрагивается рассмотрение девяти тем: земли, воды, огня, воздуха, пространства, времени, измерения, ума и души и их взаимоотношения. Эта философия была создана Прашастападой в четвёртом веке до н. э.».


Миманса

मीमांसा — mīmāṃsā — исследование, изучение
«Основателем системы миманса был Джаймини. В этой системе Веды рассматриваются как не требующие доказательств писания, раскрывающие внутреннее знание. Система отстаивает веру в спасение через действие. В ней детально разработана философия эффективности ритуалов, богослужения и этичного поведения, в ходе своего дальнейшего развития превратившаяся в философию кармы. Данная школа оспаривает превосходство грамматиков и логиков, отстаивавших в своих взглядах языковедение и риторику. Мимансу можно назвать философией в действии. Время жизни Джаймини трудно установить; возможно он жил в четвёртом веке до н. э.».


Ньяя

न्याय — nyāya — закон, правило
«Ньяя является школой логиков, основанной Гаутамой, одним из древних мудрецов. В этой системе сомнение рассматривается как необходимая предпосылка философского исследования и тщательно разработаны правила ведения споров. На сегодняшний день все школы индийской философии признают систему логики ньяя, получившую свое дальнейшее развитие в шестнадцатом веке н. э. и превратившуюся в настоящее время в сложную систему, называемую неологикой, подобную современной математической логике на Западе».


Буддизм

बुद्ध धर्म — buddha dharma — дхарма Будды
«Сиддхартха Гаутама (Будда) был рожден 2600 лет тому назад в Капила-Васте, месте расположения древнего ашрама мудреца Капилы — одного из основателей философии санкхья. Гаутама изучал эту философию под руководством учителя по имени Адара Калама. Впоследствии же он открыл четыре благородных истины:
  1. Существует страдание;
  2. Существует причина страдания;
  3. Страдание можно искоренить;
  4. Существуют средства для искоренения страдания.
Будда провозглашал учение анатта или «не-я», а так же отказался от занятий метафизическими размышлениями. Он не обсуждал вопрос о существовании Бога и не отвечал на вопрос о том, продолжают ли существовать Будды после вступления в состояние нирваны. Он говорил, что такие вопросы не заслуживают обсуждения. Человек, достигший высшего просветления, высоко практичный учитель, он хотел, чтобы его ученики следовали в своей жизни праведным восьмеричным путем действия, ведущим их к бодхи, самому тонкому уровню сознания. В качестве средства своего общения с людьми Будда использовал язык пали.
После ухода Будды в паранирвану различные группы монахов последовали собственным путем, что привело впоследствии к образованию двух основных школ: Тхеравады, учения старейших, и Махаяны, официальной философской школы буддизма, исчезнувшей в Индии. Тхеравадины считают учения Будды независимыми от остальных направлений развития философской мысли. Они избрали язык Пали своим средством изучения священных писаний, хотя на нём изложена не вся доля его философских учений. Будда в Тхераваде — просветленный, перед статуями которого совершается пуджа (обряд богослужения). Однако он не воспринимается в образе спасителя: каждый человек находит свой собственный свет, становясь просветленным и в конечном итоге достигая состояния анатты или «не-я».
Махаяна полемизировала с другими школами индийской философии и была вынуждена усвоить все богатство оттенков санскрита. Индусы же начали воспринимать Будду как девятое воплощение Господа (Вишну), но буддистам было трудно удовлетворить духовные запросы индусов и человеческую потребность в преданности высшему существу. Поэтому они внесли идею высшей реальности, принимающей воплощения. Согласно ей Будда имеет три тела или уровня существования:
  1. Дхарма-кайя — абсолютное существо.
  2. Самбхога-кайя — Вселенная как эманация.
  3. Нирмана-кайя — историческое тело Будды.
В методах обучения Махаяны используется понятие о кундалини и знание чакр, а так же другие методы внутреннего познания, сходные или общие для многих мировых религий. Последователи Махаяны привносят в свою жизнь веру и предание себя воле высшего сострадательного существа. 
Собственным путем Будды был маджхима патипада — срединный путь. Учения Будды первоначально предназначались для монахов, но подобно другим древним учениям буддизм стал образом жизни огромного количества людей в этом мире. Следуя по этому срединному пути, человек искореняет авидью (невежество), которое ведет к танхе (страстному желанию). Только тогда он освобождается от печали, боли и страдания».


«Изложенные выше семь систем индийской философии рассматривают различные аспекты истины и реальности. Все они признают священной некую высшую трансцендентную цель и сходятся между собой в некоторых основных положениях. По этой причине в синкретической литературе Индии, такой как пураны и эпосы, подобные «Рамаяне» и «Махабхарате»

все эти учения признаются истинными».



— по книге Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов»

5 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А чего удалил? Ты ведь правду написал: «Вот всё бы ничего...Да нет. Вот любят наши добрые авторы из Индии все таки причислять Будду в свой патеон божеств,ну прям не отучить от такой привычки.Ну что ты будешь делать.Плюс ко всему любят они сводить терминалогии разных учений к своему Родному Самому Истинному из Истинных Индуисскому.Ну прям всё у них только.Аж не придраться,и буддисты в итоги тупо поклонники Вишну.Ндаааа...Так и нос станет в итоге пяткой».

      Удалить
    2. Хочется добавить что-нибудь вроде «Не говори, отец». Но так во многом дела и обстоят. Когда человек не добрёл до... , не почувствовал всё сам, нам всегда кажется наш путь единственно верным. Кришнаиты не одобряют шиваитов. Сидящие в горах аскеты Шивы смотрят на преданных Кришны, как на недопрактиков. И так далее.
      Будду признали аватарой Вишну, чтоб у народа не вызывать разногласия ещё большие.
      Парадокс в том, что в той или иной степени каждый из нас, людей, убеждён, что своё учение об истине вернее иного, как и понимание, и нуждается в нашей же защите. Тогда как во всех возможных писаниях теми или иными словами сказано, что Истина одна, самодостаточна, неделима, неизменна, и уж тем более не нуждается в чьей-либо защите.

      Удалить
    3. Ну и вообще, если копать ещё глубже...
      Есть мир и есть некое универсальное о нём знание, которое переживается любым существом в любой точке пространства в понятных его образах. (Неважно, где человек что открывает.)
      Просто вешать на разные аспекты такого знания ярлык, мол это "индийское" или "пришло из Индии", а до этого мол его не существовало в принципе — тоже глупость.

      Колумб открыл Америку. А до него туда гоняли викинги. А сколько раз открывали до них, как узнать. И уж тем более народу Майя и древним, жившим там было бы удивительно узнать, что их «открыли», а до этого их как будто бы и не было.

      Этот пост написан просто для справки. Мол «с чем, с каким направлением мысли придётся столкнуться путешественнику в Индию».
      Норбу джи, если ты считаешь, что свами, писавший книгу, совсем не успел познакомиться с Буддой, то напиши ниже как правильно. Основные положения учения изнутри. Кому, как ни тебе это виднее...

      Ом

      Удалить
  2. Данис Норбу откомментировал следующим образом:
    «Что-то это перед глазами зачастило: люди пишут о вещах которых в глубине-то и не пробовали. Как ты можешь судить о вкусе яблока, не вкусив его?
    Чтобы что-то отдать, нужно что-то получить. Логика весьма проста. Если Будда открыл (именно Открыл, а не Создал) эти законы, я думаю, он это делал не из мысли, что он из Индии, что отец у него касты воинов и что он обязан быть в рамках Веданты и индуисстких позиций... Всё было куда проще: среди волков жить — по волчьи выть. Так уж сложилось, что Царевич Гаутама путешествовал по Индии — соотвественно, чтобы объяснить народу ему нужно было действовать в рамках сложившихся систем знаний на тот момент, поэтому он и использовал космологию, пантеон божеств, язык и даже в части ритуальности — местную, иными словами ведическую. Будь местом рождением будды Россеюшка, то он бы использовал старообрядческую. Такова особенность любого учения.
    Будда использовал механику и концептуальные элементы Индуизма, чтобы до людей скорее дошло. Буддизм ничего нового не изобретает — он на основе имеющегося выводит существо человека из иллюзии Реального и кажемости Нереального».

    ОтветитьУдалить