среда, 2 сентября 2015 г.

Проживать эмоциональные блоки

Отрывки из книги Грофа в продолжение темы эмоциональных блоков.

«В самом общем смысле, эмоциональные и психосоматические симптомы указывают на заблокированность потока энергии и в конечном счете представляют собой конденсированные потенциальные переживания, стремящиеся прорваться наружу. Их содержание может складываться из конкретных воспоминаний детства, тяжелых эмоций, накопленных в течение жизни, эпизодов рождения, кармических констеляций, архетипических паттернов, филогенетических эпизодов, отождествлений с животными и растениями, проявлений демонической энергии и многих других феноменов. Следовательно, эффективные терапевтические механизмы несут в себе возможность высвобождения заблокированной энергии и способствуют ее эмпирическому и поведенческому выражению без предвзятого отношения к тому, какую форму примет этот процесс».
«Поскольку никакая терапевтическая система по всей вероятности не в состоянии предсказать события такого рода, единственной разумной стратегией в подобных ситуациях кажется должно быть, наверное, полное доверие к внутренней мудрости самого процесса».
«Общим для всех этих подходов является убежденность в том, что если поддерживать процесс, стоящий за симптомом, то после временного ужесточения дискомфорта начнется самоисцеление и расширение сознания. Психопатологические проблемы эффективно искореняются не через облегчение эмоциональных и психосоматических симптомов, а через их временное усиление, полное переживание и сознательную интеграцию».
«Главным препятствием в процессе так понимаемого исцеления остается сопротивление Эго, которое выказывает тенденцию защищать представление о себе и ограниченное мировоззрение, хватается за знакомое, страшится неизвестного и, сопротивляется усилению эмоциональной и физической боли. Именно это стремление Эго сохранять status quo мешает спонтанному процессу исцеления и замораживает его в сравнительно стабильной форме, которую мы знаем как психопатологические симптомы».

— Станислав Гроф: «За пределами мозга».




Imho в строках сверху сказано, что любая, не до конца выпущенная эмоция, недопережитое переживание навсегда остаётся в нашем теле, изменяя его жизнь и накладывая яркие отпечатки и границы на формирование забитого эго (осознания себя).

Когда долго читаешь мантру или молитву и постепенно вводишь ум в созерцательно-гипнотическое состояние, появляется возможность сконцентрировать внимание на любом выползающем на поверхность в результате расширения сознания проявлении (т.е. блоке на восходящем пути энергии) и заново пережить недопережитое в прошлом, таким образом выпустив всю энергию (и освободив тело и ум от блока).

Отличие от первоначального заключается в осознанности. Во время первого, естественного, эмоционального переживания эмоция или чувство, возможно, было такой силы, что мы, будучи в тот момент неосознанными и пребывая в его ощущении, похоже, полностью забывали себя настоящего (как наблюдателя) и отождествлялись с тем, что происходит именно с нашим телом (я тело); что, видимо, в итоге вызывало некоторый защитный рефлекс психики — отключение от чувств, дабы она не перегрелась от высокого напряжения и совсем не вышла из строя. А эмоция переживания, во время действия которой произошло отключение, похоже, так и осталась внутри.


Когда разум находится в состоянии неприятия происходящего — эмоция не проживается, а запечатывается в хранилище ума. 
Таким образом по-жизни человек становится амбаром именно того, что им не принимается.

Во время медитации, мантры, молитвы — любого расширения сознания — происходит возврат к закрытым эмоциям и новое их переживание в том же виде. 
Отличие заключается в том, что не теряется осознанность, так как проходящий в каждый момент осознаёт себя как сознание — как нечто читающее в тот момент мантру, и наблюдающее за происходящим. Со стороны. Степень проникновения при этом регулируется волевым усилием сознания.
— Так освобождаются блоки и исцеляются закоренелые болезни.





— Почему важно освобождаться от эмоциональных блоков и старых переживаний?

Дело в том, что способность разума что-либо понимать напрямую зависит от количества тонкой «психической» энергии в теле. Энергия расходуется на его деятельность — на понимание, на думание, на принятие решений, на жизнь. Обретается же эта энергия во время сна без сновидений (сушупти), медитации, поста, молитвы, бдения и других духовных практик.

Если в уме и теле живёт много «непрожитых переживаний» — эмоциональных блоков, то получаемая нами в жизни тонкая энергия уходит на их обмусоливание (где-то в фоне) — на обиды, на ощущения, что всё плохо, на нелюбовь и прочее...

Так человек становится дебилом неадекватным к происходящему в данный момент.

Эмоциональные блоки тормозят развитие человека.


Старческого маразма не существует. 
«Старческий маразм» и неадекватность человека — признак большого количества накопленных обид, расстройств и прочих эмоционально-ментальных болей — эмоциональных блоков. 
Маразм лечится постом и молитвой, прощением, смирением и покаянием.

После очищения от эмоблоков возвращается способность осознанно относиться к реальности и адекватно жить без дополнительных духовных практик.

При полной чистоте возвращается бесстрастие, которое само собой останавливает деятельность ума и погружает в состояние созерцания (медитации)
(что в свою очередь наполняет энергией и развивает интуитивное понимание всего).


— конец статьи —




Статья закончена. Пара абзацев из той же книги. Просто так.

«Можно привести следующий наглядный пример.
Несколько лет назад на одном из наших пятидневных семинаров присутствовала женщина (назовем ее Глэдис), которая на протяжении многих лет страдала от почти каждодневных приступов глубокой депрессии. Они обычно начинались после четырех часов утра и продолжались несколько часов. Ей было чрезвычайно трудно мобилизовать свои ресурсы, чтобы встретить каждый новый день.
На семинаре она приняла участие в сеансе холономной интеграции. Эта техника соединяет контролируемое дыхание, пробуждающую музыку и концентрированную работу с телом — по моему мнению, она является самым мощным эмпирическим подходом, сравнимым лишь с психоделической терапией.
На дыхательном сеансе у Глэдис очень высоко мобилизовалась телесная энергетика, но разрешения не произошло — случай исключительный в нашей работе. На следующее утро депрессия появилась как обычно, но была гораздо более глубокой, чем когда-либо прежде. Глэдис пришла на занятия группы в состоянии чрезвычайного напряжения, подавленности и тревоги. Пришлось изменить утреннюю программу и незамедлительно заняться эмпирической работой с ней одной.
Мы попросили ее лечь, закрыть глаза, чаще дышать, слушать музыку и отдаваться любому переживанию, которое просилось наружу. Примерно пятьдесят минут Глэдис неистово дрожала и проявляла другие признаки сильного психомоторного возбуждения; она громко кричала и сражалась с невидимыми врагами. Уже потом она рассказала, что эта часть ее переживаний была связана с повторным проживанием рождения. В определенный момент ее крики стали более членораздельными, они напоминали слова на непонятном языке. Мы попросили ее издавать звуки в той форме, которую они принимали, и не пытаться оценивать их интеллектуально. Неожиданно ее движения стали крайне стилизованными и подчеркнуто выразительными, она стала нараспев произносить очень сильную, как казалось, молитву.
Воздействие этого события на группу было чрезвычайным. Не понимая слов, многие из присутствовавших были глубоко тронуты и расплакались. Закончив свое песнопение, Глэдис успокоилась и перешла в состояние экстатического блаженства, в котором оставалась, не двигаясь, более часа. Позже она не могла объяснить, что с ней произошло, и отметила, что не имеет понятия, на каком языке читала молитву.
Присутствовавший в группе аргентинский психоаналитик, сообщил, что Глэдис читала молитву на прекрасном сефардском языке, который он, как оказалось, знал. Он перевел ее слова следующим образом: «Я страдаю, и я всегда буду страдать. Я плачу и буду плакать вечно. Я молюсь и всегда буду молиться». Сама Глэдис не знает даже современного испанского, не говоря уже о сефардском, и вообще не представляет, что такое сефардский язык».


«В других случаях мы были свидетелями шаманского речитатива, говорения на несуществующих языках или оригинальных звуков животных различных видов, и последствия этих проявлений были такими же благоприятными. Поскольку никакая терапевтическая система по всей вероятности не в состоянии предсказать события такого рода, единственной разумной стратегией в подобных ситуациях кажется должно быть, наверное, полное доверие к внутренней мудрости самого процесса».


«Зачастую психопатологические симптомы связаны сразу с несколькими уровнями психики или диапазонами сознания. Я завершу этот раздел об эффективных механизмах психотерапии и трансформации личности описанием нашего опыта с участником одной из групп на пятидневном семинаре, с тех пор он стал моим близким другом.
Норберт, психолог и священник, в течение многих лет страдал от сильной боли в плече и грудных мышцах. Повторные медицинские обследования, в том числе рентгеновское, не обнаружили никаких органических изменений, и все терапевтические попытки оставались безуспешными. Во время сеанса холономной интеграции ему с большим трудом удавалось выносить музыку, и его приходилось уговаривать превозмочь испытываемый им острый дискомфорт и оставаться в процессе. Примерно полтора часа он испытывал сильнейшие боли в грудной клетке и плече, яростно сражался, словно его жизни что-то серьезно угрожало, давился и кашлял, испуская громкие крики. Позже успокоился, расслабился и затих, а потом с заметным удивлением сообщил, что это переживание высвободило напряжение в плече, и он избавился от боли. Облегчение оказалось постоянным; вот уже более пяти лет прошло после сеанса, а симптомы не повторялись.
Позже Норберт рассказал, что в его переживании было три разных слоя, все связанные с болью в плече. На самом поверхностном слое он пережил заново страшную ситуацию из своего детства, когда чуть не лишился жизни. Тогда он с друзьями копал туннель на песчаном пляже. Когда Норберт был внутри, туннель обрушился, и он чуть не задохнулся, пока его откапывали.
По мере углубления переживания он заново испытал несколько эпизодов борьбы в родовом канале, которые тоже были связаны с удушьем и с сильной болью в плече, застрявшим за лобковой костью матери.
В последней части сеанса переживание сильно изменилось. Норберт узнал себя в военном облачении, увидел лошадь и понял, что находится на поле битвы. Он даже смог определить, что это времена Кромвеля в Англии. В какой-то момент он почувствовал острую боль и понял, что его грудь пронзена копьем. Он свалился с коня и почувствовал, как умирает под копытами лошадей».

«Отражают подобные переживания «объективную реальность» или нет, все равно их терапевтическая ценность бесспорна. Терапевт, не желающий поддержать их из-за своего интеллектуального скепсиса, отказывается от терапевтического инструмента экстраординарной силы».

 — Станислав Гроф, д-р философии медицинских наук: «За пределами мозга».

Комментариев нет:

Отправить комментарий