пятница, 25 сентября 2015 г.

Яма

यम — yama — полнота, расширение

Яма — это набор из пяти предписаний и признаков более-менее адекватной жизни.
(остановка вредных привычек)

«Назначение в том, что они предотвращают «утечку» нашей энергии. Достигается это тем, что сначала с их помощью заделываются дыры в «подойнике», а затем они помогают нам собирать «молоко» внутреннего мира.
Они не столько акцентируют страдание, которое принесёт их несоблюдение, сколько ту пользу, которая получается от их выполнения. Они указывают направления развития. Упражняться в них можно бесконечно, пока не будет достигнуто духовное совершенство.
Хранить покой в своём сердце, даже в труде по совершенствованию себя в правильном духовном поведении. Только внутренним покоем во время внешней активности достигается то высочайшее спокойствие, что лежит за пределами всякой активности.
Мудрость приходит из сверхсознания. Именно с этого уровня воистину преображаются наши личности, искореняются наши недостатки и приводятся в совершенство наши добродетели и достоинства».

  1. Ахимса — ненасилие. Цель – достигнуть не только внешнего контроля, но, что более важно, полного внутреннего согласия и покоя. Если практиковать ненасилие правильно, то мы сможем выполнить задачу не только не причинять вреда ничему живому, но даже и не желать этого. Когда эти внутренние, часто подсознательные тенденции нашего изолированного эго будут уничтожены, мы достигнем гармонии в своей жизни и совершенной внутренней свободы. Когда человек совершенен в ахимсе, весь мир вокруг него становится миролюбивым. 

  2. Сатья — истина. Сначала пробуется контроль любого желания говорить неправду. Потом практикуется внутрення честность. Без полнейшей честности перед самим собой мы не достигнем конечной Истины. Сила, которая возникает от совершенного выполнения сатьи – воплощение любого сказанного слова. 

  3. Астея — нестяжание. Сдерживание желание взять что-либо, нам не принадлежащее. Касается не только материальных вещей, но и более тонких, таких как похвала или должность. На уровне человеческих взаимоотношений это означает не забирать энергию, или даже любовь у кого-либо, только если это не будет открыто предложено. Сила, приходящая с совершенным выполнением астеи — любое необходимое богатство приходит само. 

  4. Брахмачарья — самоконтроль. Всегда полезно учиться искусству самоконтроля. Огромное количество энергии уходит на мысли или на поиски чувственных наслаждений. Йога не ставит вопрос о правильности или греховности наслаждений, она говорит о том, как и куда мы должны направлять свою энергию. Совершенства, приходящие, когда мы научимся не растрачивать энергию через чувства — огромная умственная и духовная жизненная сила. 

  5. Апариграха — непривязанность. Учиться не привязываться к тому, что считаем своим. Жадность исходит от определенного уровня незащищенности, и чем больше мы развиваемся духовно, тем больше мы полагаемся на силу и поддержку Вселенной. В глубокой Медитации мы видим, кем мы являемся, всегда являлись и всегда будем являться — только благодаря излиянию Божественной энергии. Сила, приходящая при совершенном выполнении апариграхи — мы можем ясно видеть свое прошлое, настоящее и будущее.


— Парамахамса Йогананда «Яма, нияма. Заповеди йоги»



Степень восприятия реальности, адекватного отношения к миру и к себе зависит от количества тонкой энергии в теле. Яма — это набор несложных рекомендаций, исполнение любых или всех из которых предотвращает большую часть оттока энергии. Иначе говоря, правила ограничивают отток той энергии, которую можно и не тратить, и при этом жить обычной жизнью, ни в чём себя особо не ограничивая.

Если же человек решил продвигаться на пути научного познания тонкого мира, некоего духовного роста и продвижения к осознанию себя, то для выполнения духовных практик соблюдение ямы (хотя бы на время выполнения) совершенно необходимо, так как без нужного количества психической энергии следующие по уровню практики практически бесполезны — кроме здоровья физического тела они не принесут никакого прогресса внутренней осознанности, никаких мистических и тонких духовных переживаний, благодаря которым и происходит перемена мировоззрения.

Когда же человек интуитивно сориентирован по жизни и погружается вглубь, отчего пребывает и любовь, и счастье и покой в сердце, то яма не имеет значения — она соблюдается автоматически, как само собой разумеющееся — всё равно, что для спортсмена естественно не пить и не курить. В таком случае яма может быть использована как перечень признаков для самопроверки, что находишься на верном пути.

Вообще, по-хорошему, нормальная человеческая жизнь предполагает соблюдение ямы. То есть, когда мы просто живём по-человечески в мире, яма соблюдается сама собой. Иначе жизнь больше напоминает существование в вечной погоне за удовлетворением.

Нужно помнить, что яма — это не перечень грехов, несоблюдение которых влечёт попадание в низшие миры или в ад. Нет, это набор рекомендаций, которые существенно повышают уровень жизни — оттого, что уходят многие желания, страхи, на смену которым приходит бесстрастие и наполненность.

Так же не обязательно зазубривать все предписания и постоянно держать их в голове. Достаточно хорошо научиться хотя бы одному. Доведённое до совершенства соблюдение любого одной предписания ямы кроме психических совершенств, приносит автоматическое интуитивное соблюдение всех остальных. Так как изначально всё одно и к одному ведёт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий