среда, 3 декабря 2014 г.

О правильном питании

В моем детстве все питались одинаково, а тех, кто что-то не любил, обозначали капризными детьми.

Сегодня уже много разных популярных направлений и диет: постное, скоромное, вегетарианцы, веганы, фруктерианцы, праноеды и очень много способов.

Здесь речь пойдёт о том, когда уместно и похвально увлечение здоровым образом жизни, а когда не очень (да, похоже, такое бывает, и набирает опасные обороты).



В моём детстве все дружили и те, у кого были «отклонения» (у меня были), считали, что у них (у нас) просто отклонения не очень здоровые, и ничего с этим не поделать. И, продолжая сидеть за общим столом, смиренно вычленяли из пирогов и блюд то, что организм примет.

Нынче же можно подвести под свою диету обоснованную научно-духовную базу и с уверенным чувством лёгкого превосходства (кое даёт «знание») над окружающими, кто губит здоровье своего тела, отказаться от предложенных общих блюд.

Но соблюдая диету тела и следя за сохранностью ума и организма — не губим ли мы порой своё сердце, непроизвольно закрывая высокомерием, не пуская в него заботу окружающих — вот в чём вопрос.

Травоядение или сохранение чистоты организма (а следовательно, ума) — кажется, это можно приравнять к одному из видов ЦелоМудрия или Девства (от «дева» — чистота, божественность).

В Добротолюбии (том I), св. Антоний Великий приводит следующее поучение этому поводу:
«81. Слышали мы, что блаженный Павел, когда дошел до разсуждения о девстве, так о нем сказал: повеления Господня не имам (1 Кор. 7, 25). Не имел он повеления потому, что не все могут понести тяжелое иго сие: почему и оставлено оно произвольному выбору тех, кои понесть его в силах. Никто из девственников не хвались девством, так как оно есть благодать Самого Бога. Девство отдаляет от себя женския чувства, плотския помышления, гордость сердца и любовь ко всему тому, что диаволово; далеко от себя отгоняет оно также нетерпеливую ропотливость, ненависть к людям и славу мирскую; прилежит Богослужению, воздерживает язык и чрево наказывает постами. Когда оно украшено всем этим, то бывает жертвою без порока и скверны. Если ты, девствующая душа, будешь заботиться о многих яствах, и будешь ходить с удивлением к себе (занятая собою), то будешь постыждена во всех делах своих. Если не будешь блюсти языка своего, будешь пуста во все течение жизни твоей, и тщетно подняла ты великие труды».
Здесь написано, что оно (вегетарианство в моем случае) работает только тогда, когда есть смирение в сердце, отсутствует гордыня и прочее. (Послание к Коринфянам написано в таком же стиле, то есть, говоря современным языком, не девство отгоняет славу и ненависть, а отсутствие ненависти и тяги к славе приводит к девству). 

Зачастую, когда мы отказываемся от чужой еды, у нас проскальзывает мысль: «Я не буду этого есть потому, что оно вредно моему телу и от него тупеет ум». А потом, еле заметная, совсем совсем неприметная и даже временами не замечаемая, не выраженная словами: «И Я в этом прав, потому как знаю, как беречь своё тело и быть здоровым и гармоничным, а до вас ещё мудрость не добралась, так что жуйте своё...  сами. Не-е-ет, я вас не осуждаю, просто так уж сложилось, что понимаю в жизни чуть больше вашего».
И всё.
Так закрывается сердце.

Оканчивая трапезу, мы ощущаем себя в компании людей, которые непонятно, что имеют с нами общего. И вообще странно, что мы вместе.

Бутерброд, открывающий сердце
фото из архива
(А ещё порой, невольно вслух заметив, что то, что они едят (смотрят, читают), вообще-то отстой полный... потом удивляемся, что они перестают с нами здороваться и общаться. Странно, мы же из лучших побуждений.)

(Наверное, так не всегда. Это просто свой опыт говорю. Но, как оказалось, все те замечания, отпущенные людям, никуда не уходят, а остаются в себе же, и возвращаются через годы при погружении в тишину и одиночество. Так, что если даже не получается не обвинять в уме, всё же лучше этого не произносить вслух и не смотреть, чтоб не усиливать.)


С другой же стороны, ведь не просто так все диеты и предписания, и чувства и осознания.

Гималайские йоги говорят, что это как раз и есть настоящая, верная функция эго — то, для чего оно было создано — защищать тело и психику от внешних вмешательств, содействовать исполнению намерений. То есть, когда все предлагают «нажраться за компанию», есть вещь внутри, которая противиться и явно говорит «это будет губительно для тела и ума, давай не будем». И это то, для чего оно нужно. И это верный путь применению эгу — защищать тело, ум и разум.

Но здесь есть выбор, как и всегда. Что мы хотим — сохранить состояние и настрой тела или установить сердечный контакт с другим человеком.

Может, нам всем следует над этим задуматься?

(Не кидаться в иную крайность, но задуматься.)

Общага всегда вспоминается с теплотой семейных отношений во многом потому, что там мы в течение шести лет каждый день все вместе ложками ели из одной кастрюли или сковороды на полу. (Точно так же, как в родительском доме во время застолий, сенокосов, выездов на природу и прочих радостей.)





P.S. Высокомерие — мне кажется оно краеугольным камнем. Если его нет, если нет ощущения, что сам «на йоту лучше» чем, окружающие (а, наоборот, в чём-то хуже), то тогда свободно можно быть вместе не пить в компании пьющих и оставаться вегетарианцем среди нетравоядных друзей, оставаясь соучастием. Высокомерие — ощущение, что ты «кто-то», «чего-то достиг» и не признание того, что окружающие могут в этом превосходить тебя, даже ничего для этого не делая, просто по рождению.

P.P.S. Кажется, это от недостатка любви, или даже её отсутствия. Любовь в данном случае, как Приятие другого, каким он есть. Без желания изменить. Если мы не принимаем собеседника таким, каким он сотворён, то это неприятие будет им чувствоваться: в любом нашем взгляде, в каждом отправленным в его сторону слове, в каждом жесте. Это происходит автоматически: во всём, что мы говорим, и как смотрим будет читаться «я не принимаю, как ты живёшь». (На уровне энергий это ощущается, как слова, не подкреплённые потоком энергии. Слово, может, звучит как «Привет» или «Чем занят?», а тепла от него нет — от такого обращения хочется неосознанно отвернуться или сказать что-то тоже автоматическое, без тепла. Такое происходит по привычке, если сердце в этот момент закрыто у обоих одновременно.)

P.P.P.S. Предполагая, что меня многие могут неверно истолковать, кинув в одну из крайностей «так что же бухать со всем и вредить здоровью», нужно сделать пояснение. Этот пост не о том, как и когда правильно питаться, а о сохранении любви и уважения к окружающим при соблюдении своих причуд. (И это не значит, что сам я начал есть мясо и пить пиво, и никого к этому ни в коем разе не призываю, полагая эти штуки действительно жутко губительными для ума и тела. Хотя мою диету, любящую сладкокартофельные чипсы на пальмовом масле, здоровой тоже не назовёшь.)

P.P.P.P.S. Блин, короче.
Кто пьёт и курит — губит своё тело.
Кто осуждает тех, кто пьёт и курит и вредно ест — губит свою душу.
(Кто осуждает тех, кто осуждает ... =)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий