суббота, 20 декабря 2014 г.

Galungan

В прошедшую среду балинезийцы отмечали один из самых крупных праздников — Галунган.

с сайта www.wearyogaclothing.com

О том, что это за праздник, подробнее написано у Стеллы. Сами мы толком не разобрались. Но кроме бамбуковых пенжоров, ожидающих посещения богов, стало ясно, что этот день гораздо более семейный, чем праздник две недели назад


Домик Ваян и её семьи
(из колонок, подключённых к лаптопу, играет очень спокойная музыка местных колоритных мотивов)

Снова Ваян позвала нас к себе. Мы ждали наготове. Она заехала за нами после совершения обрядов на рынке. В этот день принято совершать обряды и подношения во множестве мест.

Наряженные в выданную одежду, мы так же, как и в прошлый раз, направились к храму —алтарному комплексу, посвящённому Махадеву. Но в этот раз всё было по-иному. Не было тучи людей и толп народа, не было пения, музыки и танцев, люди просто приходили и каждый делал своё дело. (Может, конечно, мы припозднились, и ничего не видели).

Когда мы пришли, уже не было церемоний. Галунган — вроде как семейный праздник. Поэтому (наверное, поэтому), в храме нужно было пройти и индивидуально помолиться у каждого значимого алтаря, после чего отправиться молиться домой.

В этот раз мы зашли так же на задворки храма, где кроме всего прочего был алтарь богини Дурги — удивил тем, что на нём не было ничего — просто плита. Как оказалось, этот на этот алтарь кладутся человеческие тела во время кремации.
Кремация — весьма дорогая церемония, поэтому те, кто не накопил денег и умер, — ждут на кладбище рядом (у задней стены храма). Надписи на могилках все свежие. 
Когда семья собирает нужную для церемонии сумму (Лёша говорил что-то за тысячу долларов, но это не подтверждённая информация), тело выкапывают и предают сожжению.

После храмов семья Ваян пригласила нас к себе домой, где мы чаёвничали и обедничали все вместе.

Дерево яванских яблок. (Оказалось, они здесь растут, просто они очень хрупки для перевозки, поэтому в магазинах продают китайские яванские яблоки. ) (За яблоней — родительский домик-комнатка)

Яванско-ваянское яблоко
Семья наших друзей живёт небольшом дворике, половину которого занимает семейный храм и алтарь для «обрядов с телами» (женитьба, смерть, ещё что-то). 

Муж с женой обитают в маленьком однокомнатном домике с бетонными стенами и деревянными ставенками, позади которого — комнатка для детей, где Сентана с сестрой занимаются уроками.

Здесь же, в этом же дворе живут родители Ваян — пожилые бабушка и дедушка. Для них построен отдельный маленький домик — комнатка. Бабушка была очень рада нашему приходу: сказала что очень счастлива и что было бы здорово, если бы мы приходили каждый день.

Дивья заметила, что со временем старики отошли под навес, и дед стал кусачками мило стричь ногти бабушке.

Закуски к чаю
Пока Сентана организовал нам кофе со вкусными «снеками» (магазинными закусками), Ваян продолжила молитвы в семейном храме. Позже к ней присоединилась вся семья.

И вот уже по окончании всех церемоний и ритуалов, мы все вместе «сели за праздничный стол».

Заботливо сделанное хозякой праздничное и не только угощение.

Рис. Суп из джекфрута, овощей, лука и говядины. Рассыпчатая хлопьями смесь жгучих перцев. (Забыл название) блюдо, представляющее собой тушёную капусту, овощи, джекфрут и ещё что-то, завёрнутое в банановый лист. Шашлык из кокоса с добавлением свинины на палочке.

Я искренне считаю, что для того, чтобы открыть сердце в гостях, нужно забить на свои маниакальные диетические предпочтения и есть то, что дают — ведь иначе не получится почувствовать любовь из сердца хозяйки — а у Ваян оно просто огромное.

Это был уже второй раз, когда нас приглашали за стол аборигены (в первый раз — на свадьбе под вулканом). Но лучше в нас ничего с тех пор не стало. Наши организмы до сих пор не привыкли к местной еде. (Как же мы их поймём, если не будем есть то же...?)

Я правда старался есть изо всех сил. Но через несколько ложек разных смесей мой ум начал судорожно паниковать: что будет менее неуважительно с моей стороны — перестать есть, когда тарелка ещё полна более половины, или съесть ещё четыре ложки и вернуть содержимое желудка на эту же тарелку?
Посмотрев, с какими довольными лицами уплетают еду члены семейства, выбор пал на первое. (При обоих раскладах я дурак, поэтому, пусть будет первое.) 
(Сидящая рядом Дивья же мужественно прикончила всю тарелку. Позже мы поняли, что нужно было не выпендриваться и попросить одну тарелку на двоих — так проще было бы.)
Но показав на укладывающихся на дневной сон рядом собак, половинка уверила меня, что мои недоедки не пропадут.

После обеда, приятно развалившись на полусценке рядом с кроватью-постаментом, где отпевают мёртвых, затянули беседы о всяком разном. Вернее, похоже, откормившись, меня в очередной раз понесло, и я болтал о том, что (как мне из книг и приходов кажется) значат символы на индийском плакате с Шивой. Рассказывал очень интересно — так, что сестра и отец Сентаны уснули прямо на кафеле, при этом сестра спала лицом вниз, а папа сопровождал небольшим храпом, а Ваян устало смотрела на листочек со схемой.


После, сделав на память несколько фотографий в семейном храме, с огромной благодарностью за приглашение, за проведённое время, мы поехали домой... работать.




Эти дни на острове оченнь праздничные. На дорогах не так много машин, и всё праздничное. На улицах слышны индийские песни, а ночью трансовые переливы.
Кроме того, что для балийцев этот день — выходной. Так после совершения всех дневных молебнов, вечером, как положено — дискотека. Причём с таким размахом, что в некоторых местах, дорогу просто перегораживают, дела на неё «летнее кафе со столиками», ставя ограждения и оставляя байкам маленькую тропинку рядом.


В остальном дни идут своим чередом. Океан всё так же блестит и радует.
По субботам мы пьём утренний кофе, сидя на берегу и смотря на океан, на восходящее солнце и на играющие волны.
Вот, сегодня взяли закусок на четыре тысячи рупий больше, чем было в кармане — ничего, завезём деньги в следующий раз.

Доброго дня.
Ом.



P.S. Сегодня в гости приходил Сентана. В образовательных рамках мы с ним посмотрели великовселенское кино «Матрица». Вечером чудо Дивья приготовила долгожданную пиццу, которая явилась центральным угощением общего стола — но Сентане не понравилось (понимаем). Ну и в итоге, я спросил, сколько же они спят? Маленький Сентана ложится в десять и встаёт в шесть утра, а его родители (Ваян с мужем) ложатся в одиннадцать и встают в три. ... Они спят четыре часа. Каждый день. И у них нет выходных, кроме религиозных праздников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий