пятница, 5 декабря 2014 г.

Жизнь продолжается (на Бали)



Мы по-прежнему проживаем свои дни на небольшом индонезийском островке Бали. Здесь будут некоторые фотографии и описание того, что происходит в последнее время.



В общем, за последние сто лет жизнь на острове заметно поменялась, оставшись тёплой памятью в сердцах людей о временах, когда не было стен и все были счастливы тем, что имели.




Чудесный остров с таким недавним космически благодарным прошлом сохраняет остатки

Со двора по-прежнему видно океан, до которого так же двадцать минут езды

Ночью по веранде бродят приведения, натягивая свои сонные сети
Совсем рядом от нас, в двухстах метрах расположен местный рынок, куда Дивья ездит за продуктами и прочей снедью. Местные очень общительные, так что с первых же дней завязалась дружба с Ваян, потом с её сыном, мужем и семьёй.

Ваян за работой
С утра до вечера за работой. Ваян торгует овощами в первой половине дня и готовит еду во второй. Начинается всё в час ночи, когда они едут в Денпасар за свежими продуктами. В четыре утра они уже раскладываются на рынке и к пяти-шести начинается основная торговля, продолжающаяся до часу дня, когда становится слишком жарко, и рынок вроде как заканчивается. После этого Ваян принимается за готовку еды. К ней приезжают помогать муж и обедать сын, вернувшийся со школы. Обедают вместе, сын уезжает домой с сестрёнкой учить уроки (дом в десяти километрах), а муж помогает на рынке. После приготовления еды, во второй половине дня начинается торговля всем съестным. Очень буйно, так как много желающих подкрепиться разного рода закусками, риском или сладким. Когда еда заканчивается, и люди собираются, проводится церемония для божеств, здесь же на рынке, которая так же занимает время. Домой возвращаются полуживые. Очень усталые. Если заходят к нам, то засыпают, только присев. Ночью муж старается медитировать, но нередко засыпает от усталости. Когда они спят, не ясно, так как в час ночи уже надо ехать за свежими продуктами. ... При этом они одни из самых наполненных любовью людей.

Wayan Sentana Dharma Putra
   — Зачем вы так много работаете, разве нельзя меньше?
   — Можно, конечно. =) Просто нам нужны деньги. Мы хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование.
   — А кем вы хотите, чтоб они стали?
   — Не знаю. Кем захотят. 






Двенадцатилетний Сентана приходит к нам порой на выходных, чтобы потренировать свой английский язык, которым он владеет лучше родителей. (Приходит без сестрёнки, так как она обычно занята). Рассказывает про школу, про то, как они учатся — всё очень похоже на отечественное образование. И по времени и по предметам. Вторую половину дня он проводит за домашним заданием. Говорит, что, наверное, хочет быть туристическим гидом. 




Немногие балийцы уезжают с острова. Вернее, мы не знаем ни одного такого пока что. Местные жители любят свой маленький (100 км в длину и 50 в ширину) остров, любят свою культуру, приветствуют всех, кто к ним приезжает. Кроме пользующихся такой гостеприимностью туристов типа нас и других иностранцев, остров потихоньку заполняют приезжающие сюда работать мусульмане с соседней Явы. 


Почти месяц назад, через неделю после отъезда дарьиной мамы, к нам присоединилась гостем подруга Лена из Москвы. Лене настолько здесь понравилось, что планируемый черездвухнедельный отъезд оказался лишённым всякого здравого смысла, поэтому после долгих раздумий, билет поменялся, продлив тепло и свежесть экваториального мира ещё на какое-то время. 

Уволившись с работы перед самым отъездом (где трудилась четыре года), и приехав на Бали отдыхать, греться, купаться в океане и смотреть на пальмы, ... большую часть времени, Лена, как, наверное, положено делать жителю столичного мегаполиса, ... работает
Встаёт раньше всех нас вместе взятых, так что уже в три утра светится окно и работает Мак — трудовая лошадка дизайнера. В устраиваемые себе перерывы Лена делает асаны йоги, гуляет по полю, совершает тренировочные пробежки и тягает свое маленькое хрупкое тело на привезённом же американском военно-гимнастическом снаряде «TRX Force», чем-то напоминающим модернизированные кольца. Ещё она освоила скутер и сама ездит на океан и в туристические зоны на разведку и экскурс.


Временами, когда все принимаются одновременно за работу, домик напоминает избу-читальню в современном представлении, где для рабочего пространства используется любая плоская поверхность. 


К слову сказать, сезон дождей уже начался. Что это, мы пока не поняли до конца. Временами действительно «льёт, как из ведра», что вкупе с ветром заливает всю веранду и ванную комнату. Но бывает, что выходит Солнце на день, или даже больше, и всё вроде тепло и жарко. В любом случае, каждый рассвет теперь воспринимается ещё большим чудом, так как небо почти всё время затянуто, как в Питере, и увидеть, как подымается Солнышко — это событие. Балинезийцы не любят сезон дождей, так как это снижает активность — никуда не поехать, не погулять, порой не выйти даже. Но, нам, как оказалось, очень нравится. Климат стал намного более свежим, и прошло состояние мора, которое одолевает в середине дня, когда чувствуешь себя как в предбаннике (баня — это когда, вместе с жарой начинается ещё и дождь). В общем, конечно, трудно куда либо съездить, посмотреть на горы, или ещё что-то — всё затянуто тучами. Но если большую часть дня проводить за работой, то такой климат — то, что нужно. 
Дарьина мама просила заснять, как идёт дождь:


Временами, к нам заглядывает на чай хозяин домика. Он тоже Ваян (балийцы обычно дают имена детям по порядку рождения. Ваян или Путу — значит, первый ребёнок, или пятый. Вот тут Стелла описала подробнее). Ваян Семара. Так же он заглядывает к нам раз в месяц, чтобы забрать коммунальные платежи. Жильё тут дешевле, чем в России, а интернет и электричество — дороже. 

Ещё мы узнали, что парень, который сдал нам домик, слукавил, выставив цену больше нужного. Мы были предупреждены об этом, читали в блоге у Стеллы, и знали, что многие русские очень любят разводить своих соотечественников, делая комиссию за свою работу в 30% и больше и подговаривая хозяев продавать дороже. Нам же он слукавил, что это он арендовал участок и сам построил на нём дом. Собственно, о самом лукавстве мы узнали через неделю после съёма, когда ввиду хозпроблем познакомились с самим Ваяном, и он рассказал, как строил этот дом, как привёз его старый с Явы и сделал всё остальное, и во сколько ему это обошлось (не занимается бизнесом и рассказывает нам о своих делах, которые, честно говоря, идут не лучшим образом). Тогда, узнав, мы решили, что не будем менять к нему отношения, и со своей кармой пусть сам разбирается, а осудить его люди ещё успеют без нас. Тем более, что свою работу человека, который ищет жилью, он выполнили хорошо — в доме было сделано всё, что он пообещал при первой встрече. Ну так вот, этот вопрос более не поднимался, но давеча сам Ваян вдруг спросил за сколько мы сняли дом? Оказалось, что ровно вдвое больше. То есть, комиссия составила столько же, сколько получает хозяин. При этом, как оказалось, Ваян не раз просил его о повышении цены, но он говорил, что  больше не может. 

В общем, стало очень грустно. Не так обидно, что обманули нас — это наша карма, заслужили, тем более, что Бог дал денег, сколько нужно — это его. Но то, что обманутым оказывается местное население, которое вкалывает тут и ... ... в общем, всё это очень печально. Как-то не по-человечески получается. И самое забавное, что таких людей из нашей страны, которые думают, что смысл жизни заключается в том, чтобы «побольше урвать», становится всё больше и больше в мире, отчего отношение людей сильно меняется. Мы часто чувствуем, что нам становится боязно говорить, откуда мы, так как ... ... 

Но вообще, конечно, из каждой страны таких хватает. Да и на самом деле Лёша — хороший парень, по-своему ищущий правду в жизни. В Индии есть поговорка «Не гневайтесь на преступников, ибо они будущие святые», и, если поизучать биографии многих буддийских и индуистских святых, то так оно и есть.

Мой вопрос к себе был в другом: «Как мне поступать в этой ситуации? В чём мой долг?» Осуждать сердечно, менять отношение и с ножом лезть за правду — это не выход. Все мы здесь учимся и постоянно совершаем ошибки, и на них учимся. А когда мы кого-то сердечно осуждаем — мы тем самым даём им свою силу и перетягиваем их грех себе, чтоб им проще жить было. Господь Велик. Нас могут обмануть только тогда, когда мы сами этого заслуживаем (в виду прошлой кармы, или жадности, или ради очищения и смирения). Но вот, я решил, что рассказать — тоже полезно — что мол и так бывает, будьте осторожны люди. Если снимаете домик, обращайтесь к местным агентам (их комиссия до 10% обычно), либо к самому хозяину. Ваяну мы пообещали, что если в дальнейшем будем снимать домик или наши друзья, то обратимся к нему лично, или выставим его объявление в соцсетях без комиссии.


Огромную часть жизни балинезийцев занимают храмовые церемонии и молитвы. В общем, на это расходуется большая часть зароботка. Большая или бОльшая. При подношении к божествам составляются большие фруктовые экибаны. Надо сказать, что цены на бананы, которые активно в этом участвуют, здесь не такие уж и маленькие, — в периоды фестивалей и церемоний они выше питерских. (Мы думаем, что это из-за того, что они ввозятся с Явы, так как местные банановые рощи вырубаются для строительства домов на сдачу — экономически получается выгоднее). К сожалению, если ты местный, тут нельзя отделаться маленьким подношением того, что есть. Все друг друга знают, поэтому если сделаешь не так красиво, не нарядно или худо, то поползут недобрые сплетни и прочее. В какой-то степени это напоминает, как в нашей стране жители маленьких городков покупают себе крутые машины, дорогие рекламные телефоны, яркие одежды, чтобы выглядеть «достойно», или как в телевизоре, но при этом, забывая, что размеры зароботков совсем разные и эти вещи не приносят счастья вообще никакого. К сожалению, с другой стороны порой, если ты не обладаешь в жизни определённым набором вещей из ..., то мнение других, тех, с кем мы живём одной большой семьёй, очень сильно может испоганить жизнь, сделать её просто адской. Всё это у нас от недостатка любви происходит (принятия).

Да, грустинка, но на этом она заканчивается. =) Потому, как церемонии или ритуалы в храмах — это дело особое. Тех, кто участвовал в индийских ягьях, знают, что они для местных — события, вызывающие слёзы на глазах, а проведение одной большой ягьи сродни проведению олимпиады. 

Местные церемонии похожи на ягьи и имеют огромное значение в сердце балинезийцев. Самый мощный их праздник — Ниепи, который случается раз в год и который ожидается с нетерпением. О будет в марте. По рассказам, в этот день ничего не работает. Ни учреждения, ни полиция, ни магазины, ни аэропорт, ни правительство. Никто не выходит на улицы. Никаких машин и движения. День тишины. Этот день подобает проводить в молитве в храме, либо дома, в домашнем храме. И ночь вроде тоже. 

Волею судеб открытого сердца, Ваян с рынка, её семья, позвали нас на одну из храмовых церемоний, снабдив соответствующими одеждами. Мы как раз думали о ягье. И тут он случилась. Но в местном, балийском стиле.

Собрание в храме очень похоже на «клубную тусовку» среди алтарей. Правда. Как мне кажется, очень похоже. Куча народу, все радостные и довольные. Сидят прямо на бетоне, общаясь друг с другом, рассказывая последние новости или переживания. Здороваются. Видят родственников и друзей. В общем, тусят. Есть танцпол и музыканты — там происходит действо, показываю очередной храмовый танец или ритуал. Многие смотрят, многие совсем в других частях храмового комплекса (тот, в котором были мы, посвящён Шиве). Главный брамин читает молитвы. У всех праздник. В какой-то момент всех присутствующих окропляют-освящают святой водой, и начинается молитва. Все-все, сложив руки в «намасте», вложив в них подобающий цветок, молятся в сердце и концентрации, внимая словам главного брахмана. По очереди каждому божеству. 

В это всё время, пока ты там находишься, сердце затмевает такая сильная любовь, радость и покой, что, ощущая, как не хочется двигаться и наблюдать за тем, что же происходит внутри, одновременно чувствовать, как с каждым мгновением влюбляешься просто в людей, сидящих рядом, даже если ты их видишь впервые. Просто сидишь и любишь всех, и чувство это размазывает приятной обволакивающей радостью всё сердце по всем храмовому бетону.

Таки молитвы. Конечно, такое «ни на какие коврижки не променяешь», и становится понятно, как и почему балийцы любят свой остров, свою культуру и всех, кто сюда приезжают.

А после молитвы, когда все разбредаются по другим «танцполам» — случаются подношения. Подношения в танцы. Желающие станцевать ритуальный танец. Сначала мужчины, а потом женщины. Движения танца напоминают движения многих духовных практик по подъёму энергии (напоминают катастрофически), а сам он оканчивается в радости подношений.

И ещё много-много всего.


За стенами храма же, происходит самодеятельность. Ритуальные танцы исполняют сами жители ближайших деревень. Конечно, это не так красиво и профессионально, как это показывают в местных театрах, но та любовь, которая здесь царит и радость — переплюнет всё. Это похоже, как когда в школе, ты сидишь каждый день за партами в классе, с одними и теми же людьми, думая об учёбе, а потом вдруг бац — праздник и самодеятельность — и сколько радости, когда мы видим, как наши друзья и одноклассники перевоплощаются в сказочные персонажи и играют роли, танцуют, стесняются, ошибаются, забывают слова, и сбиваются с ритма. Зато все родные. Танцуют те, кто пару часов назад был чьей-то мамой, сестрой, подругой, сослуживцем, соратником, мужем и прочим.



А вот картинка в движении... десять минут. На последок.



Так или иначе, но мы настолько сильно уставали за эти дни, что к этому моменту (церемонии начинаются в восемь вечера, а заканчиваются не скоро) нам стоило просто неимоверных усилий заставлять себя не упасть и не заснуть. Кроме нас, признаков сна не подавал никто. А ведь они рано встают и много работают.
Когда же они спят?

1 комментарий:

  1. Ну вряд ли все же они прям в час ночи встают каждый день... Думаю, часа в 3-4 встают те кто, работают на рынке..

    ОтветитьУдалить