четверг, 26 ноября 2015 г.

Нияма

नियम — niyama — положительные привычки

Нияма — это набор из пяти усовершенствований для ямы.
(развитие положительных навыков)

«Нияма» — это не контроль, а путь; это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. 

  1. Шауча — чистота. Чистота тела, ума и окружающей среды очень важна для гармонизации энергии. Один индийский святой, Свами Читананда, однажды посетил Ананду, и увидев ржавую лейку, лежащую в саду, заметил: «Вам следовало бы поднять это и покрасить. Низшие сущности притягиваются к мусору». Сила, которая приходит при безупречной Чистоплотности — божественное безразличие к вещам, относящимся к телу. 

  2. Сантоша — удовлетворённость. Принимать вещи такими, как они есть и быть довольным — высшая степень добродетели. Однако это не означает,что нужно стать апатичными или ленивыми. Сила, которая приходит при безупречном Довольстве — высшая степень блаженства. 

  3. Тапасья — аскеза. Нам следует научиться быть хозяином своих «хочу» или «не хочу» и уметь доводить до конца свои начинания. Традиционно, тапасья означает совершенствование наших способностей по самоограничению и аскетизму — индийские писания содержат много историй о святых, получивших магические силы посредством выполнения этого предписания. Но хотя на первый взгляд там имеется ввиду сила по отношению к окружающему миру, при более глубоком понимании становится понятно, что они говорили о силе по отношению к своему невежеству. Различные психические силы приходят при безупречном выполнении.  

  4. Свадхьяя — самоисследование. Интроспекция позволяет нам увидеть Бога в себе. Нет необходимости в осуждении себя и своих качеств, нужно просто развить способность иметь абсолютно ясный ум и объективность. Без интроспекции практически невозможен прогресс на духовном пути. Сила, которая приходит при безупречном Самоизучении — это видение того аспекта Бога, которому вы поклоняетесь. 

  5. Ишвара Пранидхана — самоотдача (Всевышнему). Набожность направляет естественную любовь сердца от мирских объектов к Богу. Это совершенно необходимое качество на духовном пути. Если Набожность достаточно сильна, возможно достигнуть цели даже без техник, как это делали христианские святые. При безупречной Набожности мы попадаем в состояние «Самадхи», или Божественное блаженство.
Как говорил Патанджали, ямы и ниямы не должны зависеть от положения в обществе, места, времени или возможности. Он настаивал на том, что мы не должны искать оправданий с целью избежать делать их. Если мы начнем искренне практиковать эти качества, неизбежно возникнет ситуация, при которой появится сомнение в возможности практики. Однако, если мы будем упорны, то Вселенная, а не мы, начнет приспосабливаться. Это глубокая и тонкая наука, которая говорит о законах чудес. Наше сознание, работая по законам тонкого магнетизма, создает ситуации точно так же, как сознание Бога создает Вселенную. Главная роль принадлежит сознанию, а не форме. Божественное сознание, работающее по чистому каналу, (установленному в йамах и нийамах) может создать любое чудо».
— [похоже] Парамахамса Йогананда «Яма, нияма. Заповеди йоги».




Нияма — это продолжение ямы. Отличие в том, что яма затыкает дыры, чтобы не утекала энергия, тем самым обеспечивая более-менее достойную человеческую жизнь. Нияма же привлекает в тело дополнительную энергию (some extra power), которая обеспечивает некоторый прогресс и саму возможность дальнейшей практики.

Если ямы являются больше естественным отличием жизни, само собой разумеющимся, соблюдать которые можно «просто» перестав что-то делать, избавившись от дурной какой привычки (в смысле, если мы просто остановим всю активность тела — это уже будет яма);
то нияма — это то, что нужно делать специально, для чего нужно попотеть, чтобы выработать эти новые привычки к действию.

Иначе говоря, яма остановка негативных тенденций, избавление от вредных привычек.
Нияма развитие позитивных тенденций, прививание полезных привычек.

Православные говорят, что мало просто избавиться от греха — надобно на его место какое доброе деяние привить — тогда он уже не вернётся.

Точно так же яма перенаправляет внимание человека с внешнего на внутреннее, а нияма даёт силу и направление копать вглубь.

Если кто-то хочет достичь совершенства в йоге, то соблюдение ямы-ниямы обязательно (хотя бы на время практик), иначе вся наработанная энергия будет уходить не туда.

Яму и нияму не нужно держать в голове, не нужно думать обо всех предписаниях сразу. Достаточно выбрать одно и поэкспериментировать с собой, способен ли её выполнять, и прочее.

После того, как яма-нияма перерастает в привычку (словно чистить зубы и умываться) — сам ум будет париться при их несоблюдении и всеми методами стараться вернуть наполненное состояние, ибо оно приятнее ему — можно переходить к остальным ступеням практики. В этом случае яма-нияма будут совершенствоваться сами собой. (Просто потому что это естественно)


Главное, не стать фанатиком. Смысл жизни не заключается в соблюдении ямы и ниямы. Это просто инструмент-костыль, делающий пребывание более удобным.

Но и без него можно любить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий