«Кто хочет с успехом совершать подвиг иночества, тому надобно совсем разсчитаться с миром, и блага его все оставить и делом из него выдти и всякое пристрастие к вещам его отсечь».
«Пришёл к св. Антонию брат, думавший, что нет никакой неободимости уходить из мира, и начал говорить: больше цены имеет тот, кто подвизается в городе или селении, исполняя всё, что требуется для достижения совершенства духвнаго. Св. Антоний спросил его: да ты где и как живёшь? Тот отвечал: живу в доме родителей, которые доставляют мне всё нужное. Это избавляет меня от всех забот и попечений, и я непрестанно занят только чтением и молитвою, без всякого развлечения духа чем-либо сторонним. Св. Антоний спросил его опять: скажи мне, сын мой, скорбишь ли ты вместе с ним в горестях их и сорадуешься ли радостям их? Тот признался, что испытывает то и другое. Тогда старец сказал ему: знай же, что и в будущем веке будешь ты разделять участь с теми, с кем в сей жизни делишь ты радость и горе. И не тем только вреден для тебя избранный тобою образ жизни, что по причине каждодневной почти перемены житейских случайностей, погружает ум твой в непрестанныя помышления о земном; но и тем, что лишает тебя того плода, который получили бы ты, еслиб сам, трудами рук своих, добывал себе пропитание, по примеру Ап. Павла, который и среди трудов проповедования Евангелия, руками своими добывал нужное и себе и тем, кои были с ним, — как говорил он сие Ефесеянам: сами весте, яко требованию моему и сущих со мною послужисте руце мои сии (Деян. 20, 34).
Вот почему и мы, имея возможность пользоваться пособием родных, предпочитаем лучше добывать себе содержание в поте лица, нежели обезпечивать себя доставкою его от родных. Охотно избрали бы мы последнее, если бы могли считать его более полезным. К тому же знай, что если будучи здоров, ты живёшь на чужой счёт, то поядаешь достояние бедных и немощных».
Добротолюбие. Том I. Изречения св. Антония Великаго и сказания о нём.
Об отречении от мира 1.2.
И Рустем сегодня же прислал ещё о многозаботливости:
«Забота житейская cама по себе не греховна, греховна многозаботливость».
— cвт. Феофан Затворник
«Многопопечительность – это напрасное расточение времени. Человек забывает о самом главном – о себе самом. Ему постоянно не хватает времени, чтобы наконец задуматься: кто он, зачем он на земле?»
— архимандрит Рафаил (Карелин)
«Бывает бездеятельная забота, а бывает беззаботная деятельность, как и наоборот – деятельная беззаботность и озабоченная праздность.
Иногда человек ничем не занят, но из-за рассеянности или уныния не может сосредоточиться на молитве. А бывает, что человек, расточая себя, отдавая себя ближним, при этом накапливает внутренние сокровища. Надо учиться тому, чтобы, деятельно участвуя в жизни мира, не становиться мирскими, обмирщенными. Надо учиться, отдавая себя ближним, не впадать в многозаботливость и многопопечительность, не развлекаться умом и не лишаться той внутренней сосредоточенности, которая никогда не должна оставлять христианина. Надо учиться тому, чтобы время, которое мы проводим наедине с собой и с Богом, приносило пользу не только нам, но и нашим ближним. То есть чтобы мы и свой дом строили, и ближним помогали.»
— игумен Иларион (Алфеев)
P.S. Здесь написано: раз уж идёшь к Богу — так уж иди до конца. Если молишься — так уж молись на всё. Если требуется уединение — уединяйся по полной. Если жив в миру — не сиди на шее — работай.
Комментариев нет:
Отправить комментарий