Отче наш, Иже еси на небесах!
Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение,но избави нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Аминь.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
«И, когда молишься, не будь, как которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится».
«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
***
— У каких же отцов ты это читал?
— Да вот, например, у Максима Исповедника, да в Добротолюбии у Петра Дамаскина.
— Пожалуйста, не припомнишь ли что, скажи нам!
— Извольте.
Начало молитвы: «Отче наш, иже еси на небесех»; в прочтенной книжке толкуется, что под сими словами должно разуметь внушение братской любви к ближним, как детям единого отца. Это очень справедливо, но у св. отцов и еще далее и духовнее сие разъясняется, именно — они говорят, что в сем изречении должно возводить ум на небо, к небесному Отцу, т.е. воспоминать обязанность нашу ежеминутно поставлять себя в присутствие Божие и ходить пред Богом.
Слова: «да святится имя Твое», объясняет книжка тщанием, дабы не произносить имя Божие без благоговения, или в несправедливой клятве, словом, чтобы святое имя Божие произносить свято и не употреблять его всуе; а таинственные толкователи видят здесь прямое прошение о внутренней сердечной молитве, т. е. чтобы святейшее имя Божие напечатлевалось внутрь сердца и самодействующей молитвою святилось и освящало все чувства и силы душевные.
Слова: «да приидет царствие твое» таинственные толковники изъясняют так: да приидет в сердца наши внутренний мир, спокойствие и радость духовная.
В книжке толкуется, что под словами: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» должно разуметь прошение о потребностях необходимых для телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных. А Максим исповедник, под именем насущного хлеба, разумеет питание души хлебом небесным, т.е. Словом Божиим, и соединение души с Богом, богомыслием и непрестанною внутреннею молитвою сердца.
Слава Богу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий