Зачастую, кажется, что правила и законы мешают жить.
То есть не в смысле мешают, но словно наблюдается некоторая закономерность: чем больше в обществе разного рода законодательных актов, регулирующих отношения между людьми, тем более люди этого общества эгоистичны и замкнуты на самих себя.
И наоборот: чем более в нас эгоизма, желания иметь и не желания понимать друг друга, тем более же нам нужна третья сторона, которая могла бы рассудить — стать мостом между нами и тем, к кому не хочется открывать сердце.
...
С другой же вот стороны, совсем без правил — условностей, наверное тоже уж нельзя. Машины ведь ездят по дорогам по правилам. Хотя есть исключения.
Но вот ещё какое наблюдение, что если установлено некоторое правило отношений не между конкретными людьми, но в обществе, на дороге и прочих местах, то само наличие третьей рассуждающей, следящей за исполнением правила стороны словно распускает нам руки и снимает ответственность.
То есть, если мы сами берём ответственность за исполнение или не исполнение некоторого обязательства в свои руки, то то же самое правило подымает нашу осознанность жизни — мы сами за всем следим и сами отвечаем.
Например, есть страны, где правила дорожного движения принимаются в расчёт только в случае инцидента. То есть, ты можешь ездить как считаешь нужным — по ситуации следуя установленным общим правилам или нет, но если что-то произошло, и оказалось, что ты в эту минуту не следовал правилу, то понесёшь соответствующее исправительное наказание.
Иначе говоря, два судьи в деле — первый из них — сам человек, а второй — общество, а не наоборот. То есть общество как бы страхует, если сам человек не справился.
Если же первый судья — общество, а второй — сам человек, то жизнь в обществе становится более безопасной, но без права на ошибку тупеют сами люди.
...
В общем, приходит к тому, что отвечая перед кем-то первее или заместо, нежели перед самими собой, мы словно учимся безответственности (как бы бессовестности, получается).
Что-то такое думается.