Полночи сидели с Норбу разбирались.
Возможно, я что-то понял из сказанного.
В человеческом Буддизме есть концепция анатмана [अनात्मन्, anātman], то есть отсутствия души.
Физическое тело создано из элементов земли, которые, согласно предыдущим кармам, «притянулись» на тонкое тело.
То есть мы, как душа, будучи в тонком теле, притягиваем-собираем физическое тело уже из имеющихся в природе конструктивных элементов, ничего нового не изобретая.
В физическом теле нет чего-то такого особенного, чего не было бы ни у кого даже на Земле, не говоря обо всём Мироздании.
Поэтому глупо гордиться этим телом, мы ничего нового и особенного не придумали — просто «собралось» из того, что было.
То есть мы, как душа, будучи в тонком теле, притягиваем-собираем физическое тело уже из имеющихся в природе конструктивных элементов, ничего нового не изобретая.
В физическом теле нет чего-то такого особенного, чего не было бы ни у кого даже на Земле, не говоря обо всём Мироздании.
Поэтому глупо гордиться этим телом, мы ничего нового и особенного не придумали — просто «собралось» из того, что было.
В свою очередь, тонкое тело, одно, другое, третье — наш характер, эмоции, мысли, настроения, тенденции — все эти элементы тоже уже есть в природе. Они просто собраны, подобно физическому, вокруг духовного стержня, вокруг души. Но эти элементы не изобретены нами, они уже были. Поэтому нет никакого такого «моего особенного характера» или «моего мировоззрения» или чего ещё, чем можно было бы гордиться или заявлять патент.
Получается, что при ближнем рассмотрении и тонкое тело не является чем-то особенным, кроме как набором энергий.
Получается, что при ближнем рассмотрении и тонкое тело не является чем-то особенным, кроме как набором энергий.
И если лезть по ступеням глубже и добираться до души — до потока любви, которым мы являемся, и который тоже различаем, то и при его разборе оказывается, что и он тоже являет собой набор некоторых, уже существующих энергий. То, что уже существовало, просто взята определённая комбинация, которую принято считать собой.
Получается, и как душа мы не являемся чем-то особенным.
Получается, и как душа мы не являемся чем-то особенным.
То есть меня как бы и нет, получается.
(А есть ассорти.
Которого, впрочем, тоже нет.)
То есть то я, о котором я думаю, что это я — при ближайшем рассмотрении оказывается, что его нет, точно так же, как нет синевы неба (при приближении), однако ж оно есть, видно ж.
— Кого вы имеете в виду?
Однако, это понятие «души» [आत्मन्, ātman] зачастую мешает в жизни. В некоторых духовных практиках стараясь осознать себя душой, чем-то неизменным, особенным от тела, ума и чувств, если мы пытаемся это представить, то это представление, являясь работой и плодом ума, наоборот ещё пуще уводит от цели, как если бы не представляли вовсе. Однако осознание без представления всё же есть.
И, даже, допустив осознание, начинает казаться, что оно особенное у каждого живого. Душа неповторимая.
Но нет этого особенного. То есть, оно, может, и есть, но ничего особенного в нём нет. Нет того, что нужно беречь, гордиться, хранить и печься.
Но нет этого особенного. То есть, оно, может, и есть, но ничего особенного в нём нет. Нет того, что нужно беречь, гордиться, хранить и печься.
Тем более, живя в «семи телах», ощущаем одновременно все их, и каша восприятия не позволяет отделить одно от другого.
(Ведь можно сказать, что Вадик (к примеру) — живёт в этом теле. Но это не так. Хотя в этом теле и живу я, но если оно и характер отвалятся, как можно назвать то, что останется Вадиком... Ведь этим именем обозначают именно совокупность тел, хотя не ясно, что именно имеется в виду. Ведь каждый человек чувствует по-своему, куда обращается.)
Иначе говоря, всё Творение похоже на многослойную шишку на матрасе, каждый слой из которой соткан из разных-разных, соответствующих тому слою ниток. И их все вместе взаимодействие, запутывание и складывает ощущение некоторой индивидуальности. Узла. И таких узлов кармы куча-куча на матрасе. Неровность нижнего уровня даёт простор существованию неровностей верхнего. И каждый существует и живёт своей жизнью. Но если любой узелок слой за слоем распутать, то окажется, что нет его, нет шишки, а есть просто матрас.
И зачастую, то есть очень часто именно распутать и мешает чувство особенности этого узелка, что у него есть душа, вокруг которой всё и закручивается и наслаивается. Чувство собственной важности (на которое так много сил тратится).
Может, оно и так, но тогда она сама — тоже всего лишь случайная игра самого нижнего слоя. Рябь на воде. И его тоже можно распутать.
(Понятное дело, что распутать то, на запутывание чего, на создание ряби тратится так много сил можно лишь перестав тратить силы на поддержание (своей исключительности), то есть, расслабившись и не пытаясь быть или стать кем-то (которого тоже нет, но видно его))
(Оно само, как пришла волна, так и уйдёт, если не держать особо).
Вот такой вот анатман.
Ничего важного, ничего личного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий